[ Цюрих ] [ Гановер ] [ Кёльн ] [ Берлин ][ Нью-Йорк ] [ Париж ] [ Интер Дада ]
НЬЮ-ЙОРК
Крестным папой нью-йоркского клуба дада стал фанат и пропагандист фотографии, пионер современной фoтографии Альфред Штиглиц (Alfred Stieglitz 1864-1946). В 1902 он вместе со своим другом Эдвардом Штайхером (Edward Steicher, р.1879 Люксембург) основали ассоциацию современных фотографов, объединенных в салон "Фото Сецессия" .
В 1915 Штиглиц открыл "Photo Sezession Gallery", на пятой авеню, 291.
Будучи в Париже в 1907 Штиглиц познакомился с Гертрудой Стайн и стал приверженцем новейшей живописи и поклонником творчества Матисса, Тулуз Лотрека, Сезанна, Руссо, Огюста Родена. В январе 1908 он организовывает первую в Америке выставку рисунков Родена, а в апреле следующего года небольшую экспозицию Матисса. В декабре 1909 он устроил показ картин Тулуз Лотрека, затем в том же году показал американцам Руссо и некоторые литографии Сезанна. В марте выставка акварелей Сезанна, в апреле Пикассо, а в 1912 скульптуры Матисса. Вскоре Штиглиц становится организатором группы молодых американских художников, которых интересовали новейшие идеи в искусстве, которые они приобрели во многом благодаря опыту и пребыванию в Париже... (Alfred Maurer, Charles Demuth) Штиглиц издавал сначала "Camera Notes", затем "Camera Work".
В 1913 Штиглиц устроил грандиозную выставку современного искусства, известную под названием "Armory Show", и ставшую первым скандалом вокруг нового искусства благодаря участию произведений Дюшана и Пикабиа.
До их приезда фотограф Альфред Штиглиц и его кружок из писателей и художников, первоначально известных под именем "Армори Шоу" начали использовать дадаистские идеи в своем щедром на новации журнале "Camera Work" Вернувшись снова в Нью-Йорк, Пикабиа естественно оказался в кружке Штиглица. Как член группы он участвовал в издании нового журнала "291", который заменил "Camera Work". Среди прочих шедевров здесь он опубликовал свою знаменитую серию портретов, среди которых "Портрет американской девочки в состоянии обнаженности в сверкающем виде" Другим интеллектуальным центром Нью-Йорка в 1915 был салон, который держал щедрый бизнесмен, коллекционер предметов искусства и немного поэт Вальтер Конрад Аренсберг. Здесь, в светском космополитическом салоне, бывали Альберт Глейцес (Albert Gleizes), Эдгар Варез (Edgar Varese), Жан Кротти (Jean Crotti), Артур Краван (Arthur Cravan) приезжавшие из Европы, так и соотечественники: Вильям Карлос Вильямс, Эми Лоуэлл, Джозеф Стелла, Айседора Дункан, Альфред Креймборг (Kreymborg), Лина Лой, Артур Доув, Ман Рэй, в общем, цвет художественного авангарда. И Пикабиа и Дюшан (крепко подружившиеся позже из-за своей любви к шахматам) оба стартовали именно здесь, в этой группе, также как и Ман Рэй (Man Ray), который к тому же сотрудничал с колонией художников, социалистов и анархистов в Нью Джерси в которую входили Макс Истмен, Альфред Креймборг и Александр Беркман. С другой стороны Ман Рэй увлекся авангардом и стал совершенным партнером Дюшана и Пикабиа. Сразу после своего знакомства эти трое стали ядром из свободно организованной группы художников, которые в первую очередь были увлечены и следовали парижским экспериментам Дюшана. В категорию ready-made, открытых Дюшаном (неизменяемые готовые объекты) они добавили ready-made assisted (предметы фабричного производства, измененные художником). Добавив к его знаменитой Моне Лизе с пририсованными усами буквы L.H.O.O.Q. (которых изначально не было!) и надпись "WHY NOT SNEEZE" - "почему бы не чихнуть" Ман Рэй устроил свою персональную выставку летом 1915 Кроме того новые веяния проникали в другие издания: "Rogue", который издавали Аллен и Луиза Нортон (1916 № 1-3), "Others" - издавал Альфред Креймборг (под финансовой эгидой Аренсберга, июль 1915 № 1), бюллетень "Rongwrong" Марселя Дюшана (1917)
Дюшан (Marcel Duchamp) и Пикабиа (Francis Picabia) прибыли в Нью-Йорк в 1915 (в 1913 они оба участвовали в Армори Шоу. Дюшан выставлял свою "Обнаженную, спускающуюся по лестнице", а Пикабиа "Шествие в Севилье") Скандалисты и провокаторы, они оба уже заработали репутацию вождей в бунте против традиционного искусства.
Альфред Штиглиц выпускал журнал "Camera Notes", затем "Camera Work"
Штиглиц основал худгалерею "291" (по номеру дома, который стал потом названием легендарного пикабиевского журнала "291", далее "391")
- 1913 "Armory Show" знаменитая международная выставка современного искусства светский космополитический салон организованный меценатом и коллекционером Вальтером Конрадом Аренсбергом
- в мае 1915 Марсель Дюшан сбегая от воинской повинности уехал в США. Несколькими днями позже сюда прибыл Франсис Пикабиа у которого со времен "Armory Show" 1913 осталось знакомые и друзья среди которых Мариус де Заяс, Поль Гавилан и Агнес Эрнст-Мейер из клана Штиглица. Дюшан ввел Пикабиа в круг своего покровителя и мецената Аренсберга, который в свободное от деловой жизни время сумел отыскать и объединить интересных людей: Альбер Глез, Эдгар Варез, Жан Кроти, Артур Краван, Анри Пьер-Рош, американские художники Ман Рэй, Мортон Шамберг, Уолтер Пэтч, Джон Коуверт, Артур Доув. Споры о новом видении и новом искусстве (инициируемые работами Дюшана) благотворно сказались на эволюции Пикабиа - от орфического периода он перешел к механоморфной живописи, которая получила определенное влияние и даже моду (отблеск его работ в творчестве Ман Рэя, Шамберга, Коуверта, Кроти -- ). Литературные единомышленники Дюшана и Пикабиа заявляли о себе в маленьких журнальчиках типа "Rogue" (выпускался Алленом и Луизой Нортон, три номера -1916) или "Others", который выпускал Альфред Креймборг при поддержке Аренсберга (первый номер - июль 1915).
В марте 1917 в Большой Центральной галерее организована выставка (организаторы: Джон Коуверт, Уолтер Пэч, Альбер Глез, Уильям Глакенс, Марсель Дюшан) Желая испытать н прочность показной либерализм Дюшан под именем Рихард Матт послал на выставку обыкновенный женский писсуар, окрестив его "Фонтан", когда же ему отказали, он со скандалом вышел из оргкомитета, заявив о разрыве с теми, кто видит в Дада лишь новую школу современного искусства. Анри-Пьер Рош опубликовал большую статью об этом инциденте в двух номерах протодадаистского журнала "Blind Man" (прямого наследника "Rogue") весной 1917 вышел единственный номер бюллетеня Дюшана, озаглавленный "Rongwrong" и после раскрытки в большой прессе "писсуар" Дюшана занял почетное место рядом с его "Спускающейся обнаженной". В июне 1917 Пикабиа выпустил три первых нью-йоркских номера "391" № 5-7 (Нью-Йорк) (до этого лечился в Барселоне, откуда вернулся в США 4.4.1917 в день вступления США в 1 м.в.) После нового ухудшения здоровья (а также из-за нездоровой военной атмосферы) Пикабиа покидает США и уезжает в Швейцарию. Согласно МС это было довольно неожиданным и заставило поблекнуть эпатажные манифестации нью-йоркских дада. Ман Рэй в марте 1919 вместе со скульптором-анархистом Адольфом Вольфом опубликовал первый номер взрывного журнала "TNT" (в издании которого принял участие никому не известный тогда Филипп Супо) Но Вольфа арестовали и журнал закрылся. Тогда Ман Рэй переключил свои усилия на поиски новой техники с применением промышленной аэрографии (которая и сделала го знаменитым). Дюшан же в это время разрабатывал новые "ready-made". В августе 1918 он отправился в кругосветное путешествие (Буэнос-Айрес, затем с июля по февраль 1920 Париж) после чего вновь вернулся в Америку, где в по совету Тцара вместе с Ман Рэем организовали нью-йоркский филиал дада - в апреле 1921 выпустили бюллетень "New York Dada". Распад группы после конца войны - многие художники вернулись в Европу, Штиглиц был вынужден закрыть галерею еще в 1917 и вместе с женой Джорджией О'Кифф вернулся в фамильный дом Лэйк Джордж. Дела Аренсберга пришли в упадок, и в 1920 он все бросил и отправился в тогда еще никому известный пригород Лос-Анжелеса Голливуд, увезя с собой хозяйку журнала "Blind Man" Беатрис Вуд. Таким образом оба мецената отошли от дел, у дадаистов не осталось поддержки, средств и места для проведения акций. К счастью Дюшан возобновил отношения с одной из своих ревностных поклонниц Кэтрин Дрейер (принимала участие в организации выставки "Независимых" в 1917) убежденная феминистка и посредственная художница Кэтрин была достаточна богата и свободна во взгляда, чтобы органищовать новое дело. Так возникла идея "Sociйtй Anonyme", который выходил с марта 1920 (через двадцать лет передан Йельскому университету, выпущено около 600! интереснейших номеров). В 1921 Дюшан приехал в Париж (июнь), в июле за ним последовал Ман Рэй. После победы пуританцев - в 1919 принят сухой закон - многие из ветеранов по примеру Эзры Паунда переселились в Европу. Так Мэтью Джозефсон, Альфред Креймборг, Джейн Хип и Маргарет Андерсон очутились на Монпарнасе, в среде парижских дадаистов.- лето-1915 первая персональная выставка Ман Рэя в галерее Даниэль
Ман Рэй вместе со скульптором анархистом Адольфом Вольфом в марте 1919 изд.ж. "TNT" (там среди прочих печатался Филипп Супо)- 12.6.1917 скандальная лекция о современном искусстве, во время которой поэт-боксер Артур Краван устроил сеанс публичного стриптиза, за что был препровожден в местную тюрьму Синг Синг (где пробыл неделю)
- Дюшан в августе 1918 совершил мировое турне (Буэнос-Айрес, июль 1919 - февраль 1920 в Париже) апр-1921 бюллетень "New York Dada" "8 х 8" "Dadascope"
- в 1944-47 Ганс Рихтер снял свой знаменитый фильм "Dreams That Money Can Buy" (staring Leger, Duchamp, Max Ernst, Man Ray, Alexander Calder ). В 1957 Рихтер вперые за 30 лет посетил Берлин. После 1958 он часто посещал Европу. Рихтер ум. в 1976 (также как Макс Эрнст и Александер Калдер), Ман Рэй умер в 1977, Дюшан в 1968
Дада в Париже
предвозвестники
Альбер Биро в своем журнале "SIC" возвестил осенью 1917 о рождении Дада ("Рождение Дада"1917, № 21-22) Затем в № 23 откликнулся о выпуске второго номера журнала "Dada" "Esprit Nouveau" Поля Дерме в марте 1920 (№ 6) открывался анкетой на тему "нужно ли поджечь Лувр?"Процесс Барреса
Пикабиа демонстративно покинул зал, вернувшись домой написал статью о разрыве с дада, которую Альбер Биро напечатал в "Esprit Nouveau " (1921 № 9, июнь): "...дух дада просуществовал всего три-четыре года, его выразителями в конце 1912 года стали Марсель Дюшан и я (...) Успех, игровая стихия в 1918 привлекли многих, ничего не воспринявших от Дада, кроме имени; вокруг меня все изменилось, было впечатление, будто подобно кубизму, у Дада появляются последователи, которые смогут понять его. Вскоре мне уже ничего не хотелось, только убежать как можно дальше и забыть этих господ. Однако, приходится признать, что какое-то время это меня забавляло. Мне, у которого ветер в голове, было забавно наблюдать, как они преспокойно стригли купоны со своего оппортунизма, привечая и людей серьезных и "N.R.F." (..) я не люблю иллюстраторов, а издатели "Litterature" не кто иные, как иллюстраторы". Пикабиа тяготила патетика будущего лидера сюрреализма, его склонность к недомолвкам, аллюзиям, намекам, методичности в споре, невыносимы были коллективное самообожание собраний, патологическая подозрительность, Пикабиа не мог выносить бюрократический стиль, никак не вязавшийся с духом Дада... Фотограф и художник Кристиан Шад, получивший известность в цюрихской группе Дада появившись в салоне Жермены Эверлинг, потом неожиданно исчез. Уолтер Сернер также находясь проездом в Париже, не посетил салон на улице Эмиль-Ожье. 25 апреля Пикабиа, находясь в Неаполе, получил от Кр.Шада письмо, в котором тот сообщал, что: "я стал дадаистом не ина-че, как под влиянием доктора Сернера. Нет ничего более естественного, чем то, что я поспешил порвать достаточно слабые узы, связывающие меня с месье Тцара. Я никогда не знал этого гос-подина лично. Но с тех пор, как я знаком с доктором Сернером (около семи лет) всегда абсолютно ему доверял и он ни разу не ошибся, даже в мелочах. (...) Вот, что я узнал, и что вам скажет каждый немецкий или швейцарский литератор, если вы его спросите. Слово "Дада" было найдено месье Гюльзенбеком и месье Баллем. Есть масса свидетелей, что месье Тцара был очень далек от этого открытия. Когда все эти господа находились в Швейцарии, Дада был всего лишь ничего не значащей игрой без какого-либо определенного направления. Движение Дада началось, когда месье Гюльзенбек уехал в Германию, где прочел несколько лекций о Дада. Од-но только это слово и заставило говорить газеты. Несколько недель спустя движение Дада заглохло. Великое возвышение Дада в Германии началось с появления манифеста доктора Сернера в немецком издании "Dada 4/5". Хотя в Германии и знали "Манифест Дада 1918" месье Тцара, все немецкие дадаисты сплотились вокруг манифеста доктора Сернера, и если у вас перед глазами газетные критические статьи о нем, вас этот успех нисколько не удивит. К счастью Доктор Сернер устно развивал эти идеи в Цюрихе перед многими задолго до того как написал о них. Теперь вы поймете, почему когда доктор Сернер приехал в Париж, мс.Тцара так боялся, чтобы тот не открыл рот. (...) В Германии прекрасно знали, что роль мсье Тцара в движении узурпаторская и обманчивая; что движение Дада рождено Баллем и Гюльзенбеком и что тенденция Дада берет начало от доктора Сернера (...)"- 25 апреля 1921 случай с кошельком в кафе Серта
- 6 июня 1921 открытие Салона Дада - Международная выставка с участием: Арагон, Шаршун, Элюар, Френкель, Пере (Benjamin Peret), Рибмон-Дессень, Риго, Супо, Тцара, Ваше + Бааргельд, Эрнст, Вальтер Меринг, Джино Кантарелли, Альдо Фьоцци, Джозеф Стелла (Josef Stella), Ман Рэй (Man Ray), Ганс Арп. Отсутствовали трое: Бретон (!), Пикабиа, Дюшан
- 11 мая 1921 на первой полосе "Comoedia" Пикабиа заявил о том, что порывает с парижскими дадаистами
- 17 июня 1921 в театре бруитистский концерт, организованный Маринетти и итальянскими футуристами
- 18 июня 1921 пр."Молодожены с Эйфелевой башни" Кокто
в конце лета Тцара вместе со своей подругой Майей Крушеч выехал из Парижа, сначала в Чехословакию, затем в Иннсбрук, затем в маленькой деревушке Тарренц, где встретил Эрнста и Арпа которые здесь же решили издать новый журнал "Dada Au Grand Air" (название Тцара) с подзаголовком "Der Sдngerkrieg in Tirol" (придумала Майа Крушеч) весь журнал пропитан ответом-оскорблениями Пикабиа (который до этого прошелся по парижским дада в спец номере "391" - "Philaou Thibaou")
- 21 октября 1921 состоялся вечер Сергея Шаршуна в кафе "Хамелеон" на бульваре Монпарнас, 146. Участвовали пианистка Маргерит Бюффе, Валентин Парнах, Ман Рэй, звучали стихи Арагона, Рибмон-Дессеня, Риго, Супо и Сергея Шаршуна. Представление вполне походило на исторические вечера в "Кабаре Вольтер"
=============Источники
- Grossmann Manuel L. Dada. Paradox, Mystification and Ambiguity in European Literature. – New York: Pegasus, 1971.
- Huelsenbeck Richard. Memoirs of a Dada Drummer/ Introduction, notes par Hans J. Kleinschmidt; trad. de Joachim Neugroshel. – New York Viking Press, 1974.
- Richter Hans. Dada, Kunst and Anti-Kunst. – Cologne: Verlag DumontSchauberg, 1964. Item. – 2 ed. – Dada. Art and Anti-Art. – Londres: Thames. Hudson, 1965; 3 ed.
- Sanouillet M. Dada a Paris. Ed. Jean Jacqies Pauvert, 1965
дотошным любителям полных библиографических списков
рекомендуем зайти сюда