[ Цюрих ] [ Гановер ] [ Кёльн ] [ Берлин ][ Нью-Йорк ] [ Париж ] [ Интер Дада ]
предшественники: in Symbolisme: les hirsuites et les Hydiopathes
ЦЮРИХ
В странном городе Цюрихе отрезанном от всего, что было так знакомо в окружающем мире... отрезанном от войны и произошло некое событие, которое будущие историки искусства будут называть не иначе, как рождение первого авангарда...КАБАРЕ ВОЛЬТЕР
...бывший матрос Ян Эфраим открыл "Кабаре Вольтер", где дадаисты устраивали вечера с негритянской музыкой, оркестром балалаек и французскими шансонье...(из сплетен искусствоведов)
Гуго Балль - первый патриарх dada
В феврале 1916 молодой немецкий поэт и к тому же директор театра Гуго Балль (Hugo Ball, 1886-1927 краткие и дурацкие пояснения смотри тут) и его жена, пианистка и танцовщица Эмми Хеннингс (Emmy Hennings) организовали "Кабаре Вольтер" (CABARET VOLTAIRE)
Гуго Балль: "Нас было пятеро (Hugo Ball, Emmy Hennings, Tristan Tzara, Marcel Janco, Richard Huelsenbeck) и это было примечательно, что мы никогда действительно не были вместе, даже когда мы сговаривались о главных принципах. Только что Арп и Гюльзенбек вместе и кажутся неразлучными и вот уже Арп и Янко объединили свои силы против Гюльзенбека, затем Гюльзенбек и Тцара против Арпа и т.д. Существовало вечное движение притяжения и отталкивания. Идея жестокости, некоторая нервозность позволяющая изменяться, изменять созвездие, хотя и не без того чтобы разворотить группу"
Эти альянсы и перипетии в лоне самой группы не были особенностью только "Кабаре Вольтер". Нечто подобное происходило в Берлине и Париже.
Как писал Гюльзенбек: "Концепции, которые дадаисты имели о дадаизме, были чрезвычайно разнообразными". Вокруг этих разных точек зрения и возникали конфликты. Как различить, что есть Дада и что не есть Дада? Отказал ли Гюльзенбек в приеме в берлинский клуб дада Швиттерсу, который имел в свою очередь замечательные отношения с Хаусманном. Сам же Швиттерс защищал собственную точку зрения на Дада. В сущности можно различить ядро группы - центр, ведомый Тристаном Тцара, который разделял старые добрые традиции абстрактного искусства и дадаистскую скорлупу, возглавляемую Гюльзенбеком (huelse - скорлупа!- нем.), который провозгласил политику дада против искусства и против культуры.
"Интернациональное слово. Т. слово. Слово как движение. Все просто до ужаса. Создать из этого направление в искусстве - значит предвосхитить многие трудности. Дада - психология, дада - литература, дада - буржуазность, и вы, уважаемые поэты, творившие при помощи слов, но никогда не творившие само слово, вы тоже дадаисты. Дада - мировая война и бесконечность. Дада - революция и отсутствие начала. И вы, друзья - вы тоже дада..." "Как достигают вечного блаженства ? Произнося: дада. Как становятся знаменитыми? Произнося: дада. Как сбросить с себя все земное, змеиное, склизкое, все рутинное, борзописное? Все нарядное и приглядное, все примерное и манерное, благоверное, изуверное? Произнося: дада. Дада - это гвоздь Сезанна, дада - лучшее цветочное мыло, дада - гостеприимство в Швейцарии" "Искусство заснуло... ИСКУССТВО попугайное слово заменено на Дада...Искусство нуждается в операции. Искусство это претензия, разгоряченная разницей уринальных путей, истерия рожденная в салонах и студиях" (дневник Балля) Баль противопоставил системе методического разрушения, выработанной Тцара и наивному нигилизму (в котором вполне можно утонуть) собственную концепцию конструктивного анархизма. Баль возглавлял группу в течение первых шести месяцев 1916. Ревностный католик и последователь Бакунина, мистик и изворотливый делец, пацифист и пламенный защитник своей родной Германии
в июне-1916 кризис в Кабаре - кризис концепций? или усталость - Баль уезжает в Тицино. Руководство перешло в ловкие руки Тцара - первая манифестация 14 июля 1916 в зале "Вааг" продемонстрировал уже выработанные приемы дада: нигилизм, агрессивность, варварство. Особое внимание теперь уделялось пластическим опытам (Ганс Арп, расписные гипсы Янко, "шадографии" фотографа Кристиана Шада). Кроме того несомненную роль играли второстепенные персонажи (около 20 сочувствующих)
в конце 1916 в группе появился новый участник - Доктор Вальтер Сернер (Dr. Walter Serner) Это был нигилист, уже издававший соответствующую периодику "Sirius". Элегантно одетый мужчина с моноклем или иногда в пенсне. Он был и моралистом и циником, нигилистом, который любил человечество и тем, кто сам себя считал по словам парижской гризетки Марго: "Может быть, я и хорошая, но если бы я знала почему". Он был циником от того побуждения с которым анархист Архимед заявил, что перевернет мир, если ему дадут точку опоры. Он был огорчен отвращением к человечеству (и отсутствие денег), потому что нашел, что идея, высказанная Брехтом о всей своей жизни, что человечество уже стало слабым, чтобы быть действительно только хорошим и слишком хорошим, чтобы быть плохим...Сернер к тому времени печатался в авангардном журнале "Der Mistral"
В начале 1917 Тцара и Баль вновь объединились, чтобы превратить магазинчик на Банхофштрассе в Галерею Дада, где до июня 1917 проводились дада выставки, после чего Баль вновь сорвался с места и уехал в Магадино, где вдруг занялся политической журналистикой - сотрудничал в либерально-пацифистском издании "Freie Zeitung" (Берн) Тцара же приложил усилия к выпуску новых Дада-альманахов: в июне и декабре вышли соответственно первый и второй номера журнала "Dada", который по словам МС был несравненно лучше и успешней аналогичных попыток Реверди и Альбера Биро ("Nord Sud" и "SIC") Тцара к тому же взялся за широкую пропагандистскую кампанию, активно корреспондировал в 1917 с парижскими единомышленниками Полем Гийомом, Кокто (Jean Cocteau), Дерме (Paul Derme), Альбер-Биро (Albert-Birot), Реверди (Reverdi), Супо (Philippe Souppault), Бретоном (Andre Breton) и Аполлинером. После отъезда Гюльзенбека в Германию, после удаления от дада-дел Баля, клуб переживал временное затишье, грозящее стагнацией и распадом. (целый год Тцара не выступал публично и был в довольно мрачном настроении, судя по его письмам) Но тут на счастье музы Дада в Швейцарию с целью слушать курс лекций по борьбе с этиловыми отравлениями приехал Франсис Пикабиа (после долгого пребывания в Америке) осень 1917 откликнулся на знаменитое письмо Тцара из Бекса - обменивались экзальтированными посланиями (см. Сануйе) о глубине одиночества, об унынии, об отчаянии. После первых писем от Пикабиа приободренный Тцара вновь взялся за работу - над третьим номером "Dada" (согласно Сануйе первые два номера откровенно слабы и безвкусны!) здесь же помещен зубодробительный "Манифест Дада 1919", обративший на себя внимание Бретона и ознaменовавший рождение Дадаизма, каким мы знаем его сегодня (по Мишелю Сануйе*). Пикабиа целых два года не бравший в руки кисть и краски тоже приободрился и взялся писать картины. Когда Тцара предложил ему выставку в Кунстхаузе в Цюрихе Пикабиа не мог отказать своему новому другу и пробыл в Цюрихе три недели - с 22 янв по 8 фев 1919. Дни и ночи проводили в спорах, беседах, нескончаемых шахматных состязаниях. Вместе работали в типографии Хёбергера над восьмым номером журнала "391" (который отличался от предыдущего нью-йоркского номера так же как "Dada № 3" от "Dada № 2") Пикабиа уговаривал Тцара покинуть Швейцарию и отправиться с ним в Париж (куда он сам д.б. приехать 10.3.1919) Встреча с Пикабиа вернула силы Тцара и новая маничестация состоялась 9 апреля 1919 в зале Кауфляйтен (прообраз будущих парижских манифестаций), кроме того вышел в свет "Dada № 4-5" (как "Антология Дада", где впервые сотрудничают Бретон, Арагон и Супо) Но ситуация неожиданно переменилась: после отъезда Пикабиа в группе произошел раскол - одни примкнули к Арпу и Янко, объединившись в Ассоциацию революционных художников, другие (главным образом новички вроде Отто Флаке и Альфреда Вогтса) сплотились вокруг Тцара, чтобы организовать группу Дада, свободную от любых политических обязательств. Последний раз они выступили в ноябре 1919 в единственном номере "Zeltweg", после чего - неудача убедила Тцара искать более благоприятную почву для воплощения своих замыслов и планов. В середине января 1919 Тцара приехал к Пикабиа в Париж.Балль удалился в Тицино, чтобы жить религиозной жизнью в добровольной бедности. Дороги, по которым Тцара вел дада, были не для него: "Я внимательно испытывал себя и понял, что я никогда не смогу приветствовать хаос". Неопубликованная поэма Балля "Фантаст Тендеренда" датирована дадаистским периодом его жизни. В своей "Критике немецкой интеллигенции" (статья 1919 г.) Балль делает анализ духовного климата и предчувствует ужас гитлеризма. "Das Flucht aus der Zeit" - "Полет вне времени" (Мюнхен, 1927) - избранное из его дневников - ошеломляющее свидетельство его бурных лет с 1913 по 1921 - опубликован после смерти Балля в 1927 усилиями его жены
- Гюльзенбек и Балль пришли к дада от экспрессионизма
- Арп - от кубизма
- Тцара через футуризм
Балль и Тцара - два противоположных полюса Дада.
После добровольной отставки Балля, пост главы движения быстро перешел в практичные руки Тцара. "Что я мог сделать? Это рос ноготь на моем большом пальце. Я обрезал его, а он рос снова" (Гюльзенбек) Зимой в Цюрих приехал Пикабиа (22.1-8.2), имевший продолжительные диспуты-споры с новым главой Дада Тристаном Тцара. Здесь же Пикабиа подготовил восьмой номер своего журнала "391" (вернулся в Париж 10.3.1919)
весной 1919 в группе произошел раскол: Арп и Янко стали соучредителями Ассоциации Революционных Художников (с левыми идеалами).. Другой фланг группы (Отто Флаке, Альфред Вогтс) объединился вокруг Тцары, исповедовавшего аполитичность
В январе 1920 Тцара приехал в Париж (Тцара привёз дада в Париж)
ДАДА в Кёльне
Макс Эрнст (Max Ernst), Иоханнес Бааргельд (Johannes Baargeld, наст. Johannes Grünewald) и Ганс Арп (Hans Arp) развернули свою деятельность в Кёльне. С тем же патриотическим пылом, что и Гросс. Арп мобилизовался в армию и служил в качестве артиллериста. Наконец, демобилизовавшись в начале 1919 он вернулся в свой родной Кельн и разочарованный с ненавистью к войне и с пессимизмом глядя на жизнь, с теми же чувствами, что и Гросс примкнул к мятежникам.
"Ужасная и тупая война, - скажет Эрнст позже в интервью, - отняла у нас пять лет из нашей жизни. Мы увидели то, что на чем держались красота и правда, было осмеяно и покрыто стыдом..."
Эрнст подружился с Альфредом Грюневальдом (Alfred Grünewald), сыном богатого инженера, который разрывался между литературой, живописью и участием в деятельности местных коммунистов. Грюневальд презирал немецкий средний класс (...) ?? который символизировал его псевдоним "Baargeld" - "деньги из пекла". На этот счет Бааргельд был яростным антимонархистом, антипатриотом и ориентировался на коммунистические идеалы. Свои мысли и чувства он выразил в журнале явно левой ориентации "Вентилятор" ("Der Ventilator"), который он издавал в тот период. Британские военные власти вынуждены были конфисковать журнал из-за его разрушительных и революционных идей, хотя и журнал не имел особой популярности и известности. До конфискации - вспоминал Эрнст, мы распространяли его на улицах, у кафе, на заводских проходных... Тираж журнала был 20 тысяч. Несколько месяцев спустя после встречи Эрнста с Бааргельдом, к ним присоединился сбежавший из Цюриха Ганс Арп, старый приятель Эрнста, которого он знал еще до войны.
Они познакомились ещё в 1913, когда оба были под влиянием экспрессионизма и двигались в параллельных направлениях. Эрнст был очарован ДеКирико (De Chirico), тогда как Арп отдавал предпочтение Кандинскому и Клее (Paul Klee).
После объявления войны Арп уехал в нейтральную Швейцарию, Эрнст в качестве артиллериста участвовал в военных действиях. В Кельне Эрнст познакомился с Альфредом Грюневальдом, основателем прирейнской секции компартии, участником революционного движения, известного нам как Иоханн Теодор Бааргельд в качестве одного из основателей кельнской группы дада. От революционных идей Эрнст двинулся в сторону изучения техники коллажа, к созданию которых он привлек остальных и которые вышли под коллективным именем "Cenrtale W/3" как "Fatagaga" (fabrication de tableaux garantis gasometriques). Кроме того они собирались издавать журнал "W/3", умерший еще во время родов..Чуть позже к ним присоединился Хайнрих Херле (Heinrich Hoerle), член группы "Прогрессивные художники" вместе со своей женой Ангелиной, а также друзья Отто Френлих, Антон Радершайдт, Вилгельм Фик, скульптор Франк Гейверт из парададаистской группы "Stupid", после чего они в 1920 устроили выставку в Кельне, после которой "Тупые" присоединились к дада и в общем усилии выпустили альманах "Bulletin D.". Эрнст и Баадер выпустили брошюру "Die Schammade-Dadameter" (попытка продолжить ее в виде журнал провалилась, в единственном выпуске, сделанном в духе цюрихской группы были напечатаны репродукции Пикабиа, тексты Рибмон-Дессеня, Бретона, Арагона, Супо, аннонсировался альбом литографий Эрнста "Fiat Modes" и сборник стихов Арпа "Die Wolkenpomрe")
Невозможно сказать определенно, что заставило обоих умерить свою революционно-политическую активность, но тем не менее есть два фактора, которую могут объяснить это. Эрнст и Бааргельд связались с берлинскими дадаистами и были обескуражены их открыто пропагандистским тоном. Во-вторых, появление Арпа в Кельне может быть совпало с теми изменениями принципов и устремлений Эрнста и Бааргельда. Более того Арп вместе с Тцара делал акцент на эстетике в противовес политическим и социальным идеям. Вместе с Арпом они составили кельнскую группу Дада, демонстрируя свою деятельность в выставках своих произведений, в созданиях коллажей и издании своей периодики. Наиболее примечательная "Die Schammade" (little intrastate - ? неологизм, второе название под ним - "Пробудитесь, дилетанты!") Широко выражая новый дух Дада "Die Schammade" избегал всех политических иллюзий и ассоциаций. Близкий к цюрихскому направлению по стилю и содержанию, журнал печатал не только рисунки и тексты Бааргельда, Арпа и Эрнста, но и отдавал должное зарубежным последователям и родственникам дада (включая тексты на французском) - Здесь можно было встретить имена Рибмон-Дессеня, Поля Элюара, Пикабиа, Тцара, Гюльзенбека, Бретона, Арагона, Сернера и др.
История кельнской группы ознаменовалась грандиозным скандалом - первым Дада-Событием 20 апреля 1920 с участием Арпа, Бааргельда и Эрнста. Кто-то известил полицию, что дадаисты еще хуже, чем коммунисты. У властей просто не хватило времени, чтобы закрыть их выставку, устроенную на заднем дворе пивной Винтера. Вход на выставку был через туалет пивного бара, довольно популярного среди любителей выпить. Пользовавшиеся туалетом, были привлечены шумом с другой стороны и привлеченные этим, как бабочки на свет, они шли вглубь и к своему удивлению обнаруживали там экспозицию произведений и всяческих объек-тов, коллажей и фотомонтажей, вызывающих разнообразные мысли. Тут же молодые ниспро-вергатели декламировали свои стихи, в которых можно было услышать все отблески их фанта-зии и таланта. Неожиданный шок, который испытали посетители пивзала вылился в скандал с привлечением полиции После скандала Эрнсту не дали загранпаспорт (не очень благонадежен!) и он не смог принять участие в выставке Дада в Париже, куда его пригласил БретонБЕРЛИН
"Мы ненавидели такие вещи, как романтическую тишину или поиски души, мы были убеждены, что душа может показать себя только сама в своих собственных действиях"
Истые дадаисты собрались вместе и образовали Клуб Дада. Он не был менее элитарен, чем мужской клуб, членами которого были Герр фон Папен и другие любители жокеи Вряд ли стало сюрпризом, что Балль закончил свою жизнь ревностным католиком, в то время как другие заигрывали с коммунистами. Баадер стал отцом-основателем берлинского Клуба Дада после того, как получил профессию архитектора. Он получил звание Обердада и позже подтвердил это звание серией акций в которых был главным клоуном. Баадер (Johannes Baader, 1876-1955) близкий друг Рауля Хаусмана с 1905 года, по слухам ясновидец с явными симптомами психического растройства, воображал себя Иисусом Христом (обердада). Баадер основал Анонимное Общество Христа.
17 ноября 1918 Баадер прервал проповедь пастора в Берлинском соборе, обвинив того в незнании христовой истины... В 1919 забросал депутатов листовками "La cadavre vert sur le cheval blanc dada" (зеленый труп на белом коне Дада) и провозгласил взятие власти дадаистами.
Пылкий и непримиримый, дерзкий и амбициозный Гюльзенбек претендовал на нечто большее, чем ему предложил Цюрих.. Поэтому нельзя сказать, что Гюльзенбек привез бациллу Дада в Германию. Хаусманн, которого я знал еще до войны, уже был заражен этой болезнью с самого рождения. Главным источником был подлинный гомерический кров, буйство... Оба RH, поэт-дадаист и драматург Рихард Гюльзенбек (Richard Huelsenbeck -1971) родом из Цюриха и рожденный в Чехословакии, писатель, художник, философ, дизайнер одежды, фотохудожник и т.д. Рауль Хаусман (Raoul Hausmann -1974), он же Дадасоф (уже в Берлине) и ныне живущий в Лиможе, Франция...а в то время во-первых, фотохудожник, затем художник, в третьих, памфлетист, в четвертых, дизайнер одежды, в пятых издатель и поэт и ортофонетик... Хаусман - некий злой гений, обеспокоенный выживанием дада
В 1916 братья Херцфелде издали "Neue Jugend" Виланд был практичным человеком, похожим на свое прозвище Wayland. (Wieland Herzfelde 1896 Швейцария - ) - сын немецкого писателя-эмигранта. Во время первой мировой войны отказался служить и попал в штрафбат. Его брат Иохан (он же Джон) изменил свою фамилию на Хартфилд (John Heartfield) из-за своей романтической любви к Америке. "Neue Jugend" была левым крылом художественной и политической прессы. В то же время Франц Юнг (Franz Jung) и художник Рауль Хаусманн (Raoul Haussmann -1974) издавали другое периодическое издание "Die Freie Strasse" с явно обозначенной анархической ориентацией (позже с участием Иоханнеса Баадера, известного своей сенсационной репутацией). Гюльзенбек прибыл в Берлин из Цюриха и они основали правое крыло дада. Самый известный из них Георг Гросс (Georg Grosch, 1893-1959), известный своей едко сатирической графикой, благодаря пропагандировавшему его творчество Теодору Дойблеру (Theodore Daubler). Дикий драчун боксер и ненавистник Гросс подобно Хартфилду любил все американское и с удовольствием общался по-английски в Берлине послевоенного времени (имеется в виду после первой мировой) ... и его природная сила и злость была плотью дада...
В феврале 1918 в галерее "Новая Сецессия" (Saal Der Neue Sezession) на встрече, организованной пропагандистом всего нового И. Б. Нойманном (I. B. Neumann), Гюльзенбек открыл первый Дада-Спич в Германии, тем самым начал демонстрацию солидарности и пропаганду нового движения, основанного в Цюрихе четырьмя годами ранее... Он начал с резких атак на экспрессионизм, футуризм и кубизм, а также всяких проклятий в адрес абстрактного искусства. Он (Гюльзенбек) заявил, что прошел все стили и направления и был потрясен открытием Дада. Он заключил свою речь чтением отрывка из "Fantastische Gebeter"
Новая линия была проложена берлинской группой дада, деятельность которых можно смело назвать более агрессивной, хотя ошибкой было бы их причислять к большевикам, как того требовал Гюльзенбек (во время кратковременного успеха коммунистов в Берлине Гюльзенбек заведовал культурой). В манифестах, которые ими декларировались, было их неприятие буржуазного мира, неприязнь к буржуазному разложению, лунатическому экспрессионизму и к любому виду фальшивой эмоциональности. Сначала они были довольно близки позициям группы "Der Sturm", но затем все более отдалялись, отчаянно конфликтуя, отчего возможно постигла неудачу и попытка Швиттерса объединить Merz и берлинских дада... Афиши об их манифестациях не всегда соответствовали действительности. Организаторы часто заявляли о спокойных лекциях без намека на манифестацию и скандал, которыми они сопровождались. Ничего не подозревающая публика приходила по указанному адресу, но находила на месте "кучку идиотов", что часто заканчивалось недовольством и бунтом против явного надувательства.- Клуб Дада организовал 12 публичных чтений: 12 апреля 1918 в зале "Новая Сецессия" в Берлине, в июне 1918 в кафе "Австрия", 30 апреля 1919 в Meister Saal в Берлине, два утренника 7 и 13 декабря 1919 в театре "Die Tribune", в Дрездене и Лейпциге в январе 1920 и в марте 1920 в Праге (два вечера в Teplice). Апогей берлинских дада пришелся на 1919-1920.
- 12 апреля 1918 первая манифестация в зале "Новой Сецессии", затем манифест Гюльзенбека против футуризма и особенно против экспрессионизма (подписали Тцара, Фр.Юнг, Гросх, Янко, Прейс? Хаусман) В июне 1918 Хаусман читал в кафе "Австрия" свою фонетическую поэму (lautgedichte) в духе Пауля Шербарта и Кристиана Моргенштерна
- В апреле 1918 коллективный памфлет "Клуб Дада" (в "Die Freie Strasse" № 8) Хаусманн - - Юнг - Гюльзенбек + Гросх, известный своими карикатурами в Neue Jugend (1916)
- Периодика "Der DADA" началом своим имеет июнь 1919 (№ 1), когда Хаусманн выпустил первый номер. № 2 - декабрь 1919 (редактор Хаусман). Третий номер издан общими усилиями Хаусмана, Хартфилда и Гросха и был напечатан в издательстве Malik (апрель 1920). Гросс и Юнг в свою очередь издали единственный выпуск "Die Jedermann sein einiger Fussball" ("каждый сам себе футбол"), в который среди прочих вошли непристойные стихи Вальтера Меринга против рейхсвера, из за которого издание было привлечено к суду - Херцфельде получил 5 недель тюрьмы. Гросс также входил в редколлегию журналов "Die Pleite" ("банкротство" иллюстрированный журнал, выходил 2.раза в мес.1919-1921,1923; который стал выходить сразу после запрета "Jederman..." ред. Гросх и Хартфилд, тоже запрещен властями), "Der Blutige Ernst" (- "без шуток" 1919-1920, где также печатался и Карл Эйнштейн).
- В 1920 Гюльзенбек публикует DADA ALMANACH (Берлин, Штегеман, издательство Erich Reiss) и маленькую книжечку "В начале Дада" ("En avant Dada", 1921) - первый конспект по истории берлинского дадаизма. Гюльзенбек подчеркивал, что он "писал с револьвером" - результат был взрывоподобен.
- 5.6.1920 Первая международная Дада Месса в галерее Доктора Буркхардта, где выставлены 170 дада-опусов.
- В 1920 Хаусман опубликовал четыре важные для истории дада брошюрки: "Dada Siegt", "Deutschland misuntergehen", "An avant Dada" (первая историография движения!), "Almanach Dada" (антология текстов, включая бесподобную "Цюрихскую хронику" (1915-1919) Тцары (ныне Альманах издан на русском в издательстве "Гилея"!).
Публичную библиотеку сразу была отправлена в спецхран, куда до перестройки нужно было выписывать спецразрешение --dadako)
Георг Гросс - шеф пропаганды дада, "boeuf" - бык (boff !) Гросс - боевой спартаковец 1919 года, не сумевший стать настоящим большевиком (Alfred Durus, 1931) в этом ему мешала его природная злость и язвительность. Чего стоят его высказывания о Ленине после его визита в Советскую Россию в 1922 (обозвав Ленина "лысым старикашкой" Гросс добился того, что книга Ганса Рихтера "Дада: искусство и антиискусство" попавшая в Государственную
"Мнение этого углекопа (= Aldred Durus) о моем искусстве в тысячу раз более важно для меня, чем писания буржуазных эстетов" (Гросс) Созданный в 1929 г. по инициативе Розенберга "Союз защиты немецкой культуры" объявил творчество Гросха враждебным Германии "культурбольшевизмом". Гросс сотрудничал с убежденными марксистами братьями Виландом и Иоханном Херцфелде. Джон Хартфилд освоил технику фотомонтажа, открытую Хаусманном и внес свой значимый вклад в полиграфию и печатную эстетику дада. Виланд издавал в 1916 "Die Neue Jugend", затем учредил издательскую фирму с фиктивным адресом, названную Malik (название заимствовано из романа Эльзы Ласкер-Шюллер, учеником которой считал себя Виланд) Издавал до конца войны подпольно левую литературу. В 1921 Виланд опубликовал брошюру "Общество, художник и коммунизм"
Херцфельде открыл позже издательство Malik Verlag, которое располагалось около Потсдамского вокзала. В нем он выпускал литературу левого направления. Хотя он и сам был хо-рошим писателем, тем не менее предпочитал издавать других..Его издательство было не уделяло много внимания Дада, но частью политики классовой борьбы, выпуская такие книжки как "Das Geschicht der herrschenden" (Лицо правящего класса) Гросса... (...)
Вальтер Меринг основал в 1920 в Берлине экстремистский левый клуб "Политическое кабаре" В то время как братья Херцфелде, Гросс и Юнг начали делать условную карьеру в издательстве Malik Verlag, Баадер и Хаусман отдали свои силы распространению идей дада. В начале 1920 Гюльзенбек, Баадер Хаусман отправились с лекциями и вечерами Дада в немецкую провинцию - Дрезден, Гамбург, Лиц и в Богемию (Теплище-Шопау, Прага)
После прихода нацистов Херцфелде уехал в Прагу, где он реанимировал деятельность своего издательства ("Malik") и вместе с Анной Зегерс и Оскаром Марией Графом издавал антифашистский журнал "Neue Deutscher Blatter" после чего эмигрировал в США. После второй мировой вернулся в Германию - ГДР.
Гросс уехал в США, где работал в качестве карикатуриста,
Хартфилд стал активным членом социалистической партии (1918-1921).
Бааргельд погиб в 1927 под снежной лавиной...
Хаусман бросил живопись в 1923, посвятив себя оптике (!)
Франц Юнг покинул Германию в 1937.
Некоторые соработники берлинской группы: Georg Kobbe, Otto van Rees (из Цюриха), Eugen Ernst, Rudolf и Max Schlichter, Ефим Голышев, Серж Шаршун, фотограф Карл Боснер, Альфред Рихард Мейер, известный под псевдонимом "Munkepunke", дерматолог Карл Доман под псевдонимом "Daimonides" печатал вычурные стихи и аккомпанировал на дада-концертах; кроме того Фридрих Глаузер, Алфред Коблаух и Герхард Прейс из Цюриха, родственник Гросха, привлеченный им в дада Отто Шмальгаузен, известный под именем Ozdada или Dadaoz.ГАННОВЕР
Курт Швиттерс (Kurt Switters 1887- Ганновер) прошел типичный путь немецкого художника своего времени от фигуративной живописи к фовизму и кубизму. Будучи под влиянием экспрессионистов, объединившихся вокруг группы "Der Sturm" (до 1918 Швиттерс их типичный представитель) после 1918 Курт начал эволюционизировать и двигаться параллельным курсом, открывая новые и необычные средства выражения (учился в то время в Ганноврском техническом колледже). Создавал коллажи из выброшенных вещей, которые он находил на улице: билеты, окурки, обрывки старых газет (odds & ends). В 1920 начал строить огромную конструкцию из гипса, дерева и других материалов (смешанная техника) в своем доме на Вальдхаузенштрассе (в своём роде Gesamtkunstwerk). В 1919 написал свой шедевр - поэму "Anna Blume", которая подверглась критике, как со стороны бывших товарищей-экспрессионистов (Вальден), так и с другой стороны - дадаистами за излишнюю с их точки зрения лиричность... Единственный, кто выступил в защиту Швиттерса - Кристоф Штегеман (Christoff Stehemann)и Мельхиор Фишер автор малоизвестного дадаистского романа "Sekunde durch Hirn" (1920).
С подачи Гюльзенбека берлинские дадаисты отказали Швиттерсу в приеме в их "Клуб Дада", однако его дружба с Хаусманом вылилась в совместный дадa-вояж с лекциями в Прагу. Швиттерс продолжал печататься в "Der Sturm" и "Der Marschall" (который с 1920 издавал Пауль Штегеман) а также в "Der Sweemann" (которым с ноября 1919 по июль 1920 руководили Кристоф Штенгенманн и Ганс Хенрик Шайбелют) Учился живописи в дрезденской, затем берлинской академии Он различал ядро Дада, от того, что он называл шелухой Хорошие отношения между Швиттерсом и Хаусманом привели к их плодотворному сотрудничеству после распад берлинской группы.
В то время как антагонизм между Швиттерсом и Гюльзенбеком продолжал расти, один инцидент еще больше добавил огня и напряженности в их отношения.Гюльзенбек, живший тогда в Ганновере (?...) Однажды Швиттерс решил познакомиться с Георгом Гроссом. Гросс был однозначно груб. Ненависть выплескивалась из его картин часто безмерно переходя прямо в его собственную жизнь. Но Швиттерс был не тот, кто легко сдается. Он хотел познакомиться и Вальтер Меринг дал ему адрес Гросса. Швиттерс позвонил и дверь открыл Гросс
Сделав несколько попыток стать членом берлинской группы независимо мыслящий Швиттерс вынужден был остаться одиночкой. Хотя он и сделал заметный вклад в издание цюрихской группы дада "Der Zeltweg" в ноябре 1919 и был хорошим другом Арпа, дружба с которым все более крепла, так как со слов Рихтера "они говорили на одном языке и одном виде шизофренического диалекта немецкого переходящего границы" (с.139). Швиттерс также экспериментировал с фонетической поэзией. Его первые усилия в этой области были простым произношением букв последовательно либо отдельно. Он чередовал то драматическое чтение азбуки, то демонстрировал более загадочную природу. Во время одного из таких демонстраций он показал публике поэму, состоящую только из одной буквы на чистом листе.
- Здравствуйте, герр Гросс. Меня зовут Швиттерс.
- Я не Гросс, - прозвучал ответ и дверь с грохотом захлопнулась.
Тут нечего было делать. Спустившись до половины лестницы Швиттерс неожиданно остановился и промолвил: "один момент". Поднявшись снова к двери он снова позвонил и когда взбешенный Гросс открыл дверь, прежде чем тот что-либо успел произнести, сказал:
- Или я не Швиттерс.
И снова спустился по лестнице. Они никогда больше не встречались.M
вспоминает Мохой-Надь: "Затем он начал произносить ее сначала тихо, затем все более повышая голос. Звук менялся от шепота до воющей сирены и наконец до шокирующе хриплого лая. Это был его ответ не только на социальную ситуацию времени, но и на деградацию "сладкоголосой поэзии" raven-haired babbing-brook"
(Laszlo Moholly-Nagy. Vision In Motion. - Chicago Paul Theobald. 1961, p.325)
С подачки Гюльзенбека Швиттерсу было отказано в приеме к берлинский Клуб Дада. Тем не менее дружба с Хаусманном крепла и в сентябре 1921 они оба предприняли дада вояж с лекциями в Прагу. Швиттерс публиковался в журналах "Der Sturm" "Der Marschall" (который с августа 1920 издавал его друг Пауль Штегеман) "Der Sweemann" (которым с ноября 1919 по июль 1920 руководили Кристоф Шпенгенманн и Ханс Хенрик Шайбелют)
В 19? он предпринял свой значительный издательский проект, полностью отвечающий собственной концепции - журнал "MERZ", который оказался одним из самых долговременных издательских дада проектов - до 1932 вышло 24 номера. С конца 1923 Швиттерс находится под влиянием неопластицизма и конструктивизма (Мондриан, Эль Лисицкий, затем "Баухауз" и "Stijl")
=============Источники
- Grossmann Manuel L. Dada. Paradox, Mystification and Ambiguity in European Literature. – New York: Pegasus, 1971.
- Huelsenbeck Richard. Memoirs of a Dada Drummer/ Introduction, notes par Hans J. Kleinschmidt; trad. de Joachim Neugroshel. – New York Viking Press, 1974.
- Richter Hans. Dada, Kunst and Anti-Kunst. – Cologne: Verlag DumontSchauberg, 1964. Item. – 2 ed. – Dada. Art and Anti-Art. – Londres: Thames. Hudson, 1965; 3 ed.
- Sanouillet M. Dada a Paris. Ed. Jean Jacqies Pauvert, 1965
дотошным любителям полных библиографических списков
рекомендуем зайти сюда